Loading...

Мотовилихинские заводы в годы Великой Отечественной войны

Предприятие ПАО «Мотовилихинские заводы им. В.И. Ленина» расположено в г. Пермь и его история восходит к 1736 году, когда по приказу Анны Иоанновны был создан мотовилихинский медеплавильный завод. В годы первой мировой войны завод выпускал для российской армии модели трехдюймовых пушек, а во время Великой Отечественной войны работал в области артиллерийского вооружения. Произошедшее в 1992 г. акционирование завода направило его производственные мощности в большей степени в область сталелитейного производства, нефтедобывающей и угольной промышленности, производства дорожно-строительной техники.

22 июня 1941 г. фашистская Германия без объявления войны напала на нашу страну. 1418 дней шла война, которую недаром называют Великой Отечественной.

Перестраивал свою работу коллектив машиностроительного завода им. Ф. Э. Дзержинского. Перестройка на производство боеприпасов и других оборонных средств проходила в условиях нехватки людей, оборудования, материалов. Благодаря усилиям завод освоил в 1942 году выпуск 5 видов боевой продукции.

Изменился профиль химического завода им. Орджоникидзе. Из производителя минеральных удобрений он превратился в поставщика химических средств борьбы с вражеской техникой и сырья для боеприпасов. За первые полтора года войны на заводе вошли в строй 5 новых цехов.

В 9 раз возросла нагрузка на железнодорожный узел. Через станцию Пермь II каждый час продвигалось 100 тыс. человек. Пермские железнодорожники провели коренную реконструкцию подъездных и запасных путей станции, которые оказались в критической ситуации. Западноуральский транспорт выдержал все испытания военного времени. Станция Пермь II стала одним из крупнейших железнодорожных узлов.

Перестраивались и пермские речники. На судостроительных заводах вырабатывалась продукция для фронта. В дни сражений на Волге экипажи пароходов беспрерывно доставляли оружие и боеприпасы защитникам Сталинграда. За навигацию 1942 года камские речники сделали более 190 рейсов во фронтовые районы.

Западный Урал стал одним из основных регионов, принявших эвакуированные заводы и население.
В Пермскую область было направлено 124 промышленных предприятия, из них 64 разместились непосредственно в Перми. На базе эвакуированного оборудования в Перми была создана тетрадная фабрика. В начале 1942 года стали действовать пуговично-обувная и несколько швейных фабрик. Заработала табачная фабрика, построены три мукомольные мельницы, открылась типография.

Перевод всей промышленности Западного Урала на военные рельсы в основном завершился к лету 1942 года. Прикамье внесло достойный вклад в дело снабжения нашей армии боевой техникой и военным снаряжением. Возвращаясь немного к выше сказанному и, тем самым, обобщая, отметим, что Мотовилихинский завод получил правительственное задание — освоить и пустить в серийное производство легкую полковую пушку. В результате уже за месяц заводу удалось наладить выпуск знаменитой сорокопятки, которая не имела равных на полях сражения. Германские оружейники так и не смогли изготовить аналогичную по своим возможностям легкую пушку. Всего за годы войны Мотовилихинский завод дал фронту 48 600 артиллерийских систем, в том числе большое количество мощных 152-миллимитровых пушек для самоходной артиллерии. Сверх плана завод выпустил вооружение для 116 полков. За успешное выполнение правительственного задания Мотовилихинский завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени, а многие рабочие и служащие – орденами и медалями. Завод наградили за годы войны тремя орденами.

Также с историей завода неразрывно связано имя талантливого инженера и ученого с мировым именем Николая Гавриловича Славянова - автора многих важнейших изобретений, самым известным из которых является способ дуговой электрической сварки расходуемым электродом.
Неоценим вклад «Мотовилихинских заводов» в укрепление обороноспособности страны. В период Первой мировой войны 20 процентов, а в период Великой Отечественной — 40 процентов всей ствольной артиллерии, участвовавшей в боевых действиях, было произведено на «Мотовилихе». За достижения в обеспечении обороноспособности страны завод был удостоен пяти высоких государственных наград. После Великой Отечественной войны «Мотовилиха» создала многие виды современной артиллерии, такие как 152-миллиметровая система «Гиацинт», 240-миллиметровый самоходный миномет «Тюльпан», семейство 120-миллиметровых буксируемых и самоходных орудий «Нона», реактивные системы залпового огня «Ураган» и «Смерч».

Мотовилихинские заводы в послевоенные годы

В послевоенные годы на «Мотовилихинских заводах» создавались новейшие виды вооружений, служившие надежной гарантией сохранения мира на планете. Система «Гиацинт», самоходный миномет «Тюльпан», наследники знаменитых «катюш»: «Ураган» и «Смерч».

В 1956 году в цехе №21 происходило строительство установки непрерывной разливки. С июня 1958 года УНРС начала работать. В стране прежде не было опыта возведения и эксплуатации подобных агрегатов. Также в этом же цехе происходила сборка гарпунной пушки.

Китобойная гарпунная пушка ГКП-БМ. Поскольку законодателем мод в производстве гарпунных пушек была Швеция, перед «Мотовилихой» поставили задачу импортозамещения. Проектировали пушку под руководством Михаила Цирульникова. Первых таких 10 орудий было изготовлено в 1946 году. Пермское предприятие было единственным в Советском Союзе, кто производил гарпунные пушки и гарпуны. В 1967 году коллектив «Мотовилихи» получил телеграмму от флотилии «Дальний Восток»: «С просторов океана шлем горячие поздравления творцам гарпунных пушек, всему коллективу завода. В канун 50-летия Великого Октября флотилия «Дальний Восток» успешно завершила свой пятый промысловый рейс… Все китобойные суда оснащены гарпунными пушками вашего производства, которые хорошо зарекомендовали себя».

Говоря про послевоенные годы «Мотовилихинских заводов», нельзя не упомянуть имя Виктора Николаевича Лебедева (1910-1976). Виктор Николаевич был директором завода им. В. И. Ленина с 1952 года по 1976 год. Сыграл выдающуюся роль, в тандеме с Михаилом Цирульниковым, в участии завода в ракетно-космической программе. В 1961 году удостоен звания Героя Социалистического Труда «за выдающиеся заслуги в создании образцов ракетной техники и обеспечение успешного полета советского человека в космическое пространство». Он наладил выпуск на «Мотовилихе» реактивных систем залпового поля. Пользовался безусловным авторитетом. На заводе до сих пор рассказывают, что он в новогоднюю ночь приезжал к сталеварам, работающим в ночную смену, чтобы их поздравить.

С середины 1950-х годов по 1991 год в специальном конструкторском бюро №172 (СКБ-172) велись научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по ракетной технике. Ракетное направление возглавил, ранее уже упоминавшийся, Михаил Цирульников. Разместили секретное СКБ-172 за пределами завода — в здании бывшего гидротехникума. Сейчас это здание называется НПО «Искра. Пермь» и располагается в Орджоникидзовском районе по адресу ул. Академика веденеева, 28.

В 1959 году СКБ-172 участвует в разработке конструкторской документации узлов ракеты-носителя сверхтяжелого класса Н-1 (11А52) ОКБ-1 главного конструктора Сергея Павловича Королева, предназначенной для полета на Луну. Сергей Павлович часто бывал раньше в Перми.

За 15 лет на «Мотовилихе» спроектировано и изготовлено несколько образцов ракетно-космической техники. Часть из них остались опытными образцами. Другие поступили на вооружение ракетных войск стратегического назначения Вооруженных Сил страны — стали элементами ракетно-ядерного щита Советского Союза. БРСД Р-12 впервые продемонстрировали в Москве на военном параде в 1961 году. А в августе 1962 года завод в условиях чрезвычайной секретности участвует в операции «Анадырь». На Кубу были доставлены 36 боевых и 6 учебных изделий 8К63, изготовленных на заводе им. В. И. Ленина. Они стали главным козырем СССР в противостоянии США в ходе Карибского кризиса. Сейчас это экспонаты кубинского военного музея.

Завод им. В. И. Ленина строил новые корпуса, с каждым разом устанавливал современное оборудование. Огромный авторитет директора Виктора Николаевича Лебедева не только на самом заводе, в Перми, но и в столичных министерствах служил гарантом госинвестиций в предприятие. Строительство прожинно-рессорного цеха происходило в 1969 году, в настоящее же время здесь расположен цех №85.м
«Мотовилихинские заводы» — настоящий город в городе. Цеха соединяет железная дорога. По ней перевозили/перевозят серье, заготовки, готовую продукцию. Настолько важен этот участок работы. Известный паровоз серии 9П установлен был на постаменте 11 ноября 1980 года — в честь 50-детия перехода с узкоколейного железнодорожного сообщения на широкую колею, а также в ознаменование перевода паровозной тяги на тепловозную.

В 1990-е годы у железнодорожного переезда перед въездом на завод установлены ворота с новым названием предприятия. Все, кто едет от площади Восстания к центру, видят их. Если обратить внимание, то можно заметить, вывеска «Мотовилихинские заводы» укреплена на двух настоящих артиллерийских стволах. Вверху каждого ствола — дульный тормоз. А основание, укрепленное на тумбе, — казенник.

В коллективе «Мотовилихинских заводов» руководство менялось так же регулярно, как заменялось оборудование (с каждым разом все современнее и современнее). Юрий Андреевич Булаев (1932-2010) был генеральным директором завода с 1986 по 2002 год. Прошел на «Мотовилихе» путь от мастера, инженера – до руководителя предприятия.

Под его руководством впервые в России был внедрен коллективный подряд на уровне цехов; проведена реорганизация структуры управления производством, создано 93 дочерних и зависимых общества, наделенных финансовой и юридической самостоятельностью. Это позволило мобилизовать резервы и в условиях конверсии увеличивать объемы производства и продаж товарной продукции. Также он руководил подготовкой производства и освоением серийного производства артиллерийского вооружения и систем залпового огня «Смерч» и «Ураган».

Под его руководством осваивались новые виды изделий нефтедобывающего комплекса: станки-качалки, глубиннонасосные штанги, бурильные трубы и других продуктов, всего 110 наименований. Был внедрен комплекс лазерной резки и прессовой гибки листовых деталей на базе оборудования фирмы «Трумпф». Начата реконструкция сталеплавильного производства с применением комплекса «печь-ковш», модернизация специальных станков артиллерийского производства.

Ранее мы несколько раз упоминали такие боевые машины как «Смерч» и «Ураган». Укажем немного подробностей о них. Боевые и транспортно-заряжающие машины систем залпового огня «Ураган» (1976) и «Смерч» (1986) — плод конструкторского гения Юрия Калачникова. Облегченная модификация РСЗО. Но военные специалисты знают, что реактивные системы залпового огня — это самое мощное оружие после ядерного.

И, конечно, стоит более подробно упомянуть имя и собственно деятельность Юрия Николаевича Калачникова.

Юрий Николаевич Калачников (1928-1998) был главным конструктором Пермского машиностроительного завода им. В.И. Ленина. Ученик, собственно, и коллега Михаила Цирульникова. Под руководством и при непосредственном участии Юрия Калачникова было создано 20 и принято на вооружение 12 изделий оборонного значения. Их отличает высокая степень автоматизации процессов подготовки стрельбы, обеспечивая максимальную скорострельность оружия. Даже созданные несколько десятилетий назад, они не теряют свою актуальность. Многие из них являются непревзойденными образцами военной техники - по тактико-техническим характеристикам. И стоят на службе различных армий мира.

Награжден орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, медалями. Лауреат Ленинской (1987) и Государственной (1978) премий. Доктор технических наук, профессор, действительный член Российской академии ракетных и артиллерийских наук (РАРАН) (1993).

Выдающийся ученый, уникальный организатор, блестящий инженер, Юрий Николаевич был поразительно скромным человеком. Интересный факт: например, его соседи по дому и не подозревали, с каким значительным человеком они здороваются по утрам. И дело не только в секретности работы — просто он был учтив и дружелюбен со всеми, независимо от статуса. Был очень начитанным человеком, обожал оперу, часто ходил в театр. В эпоху жесткого дефицита, говорят, всегда отказывался от привилегий. Таковы традиции инженерной злиты «Мотовилихи».

Юрий Калачников разработал артиллерийскую часть 240-мм самоходного миномета 2С4 «Тюльпан» (1972). Впервые в артиллерии была разработана конструкция опорной плиты миномета, обеспечивающая возможность перевода миномета в боевое положение и стрельбы без предварительной подготовки огневой позиции.

Мотовилихинские заводы настоящее время

Завод им. В. И. Ленина стал акционерным обществом. «Мотовилихинские заводы» — предприятие полного цикла: от переработки шихты – до выпуска готовой продукции военного и гражданского назначения. Здесь металл называют «хлебом промышленности». А сам металлургический узел заводы является не только определяющим для всех последующих этапов производства. Он еще и, пожалуй, самый дорогостоящий.

29 февраля 2000 года в цехе №21, который мы упоминали в части про послевоенные годы завода, была выпущена в эксплуатацию установка печь-ковша.1 Установка «печь-ковш» – автоматизированный комплекс обработки стали (АКОС) – за 40-60 минут обеспечивает доводку жидкой стали до заданного химического состава с минимальным содержанием газов и неметаллических включений. Разливка стали происходит на четырех автоматизированных машинах непрерывной разливки стали. При этом разливочная площадка находится на высоте + 21 м. Две одноручьевые машины предназначены для производства слябов, две трехручьевые – для производства блюмов.

Установка вакуумной дегазации стали (вакууматор), которая также происходит на заводе, позволяет удалить из жидкой стали ненужные примеси, сделать структуру металла однороднои. Это огромный сосуд, опутанный сплетением металлоконструкций и трубопроводов. Его диаметр — более шести метров, высота — почти пять. В него вмещается содержимое ковша — 70 тонн жидкой стали. Эта «кастрюля» закрывается крышкой весом в 30 тонн. При каждой плавке открывают и закрывают крышку два мощных гидроцилиндра.

10 сентября 2008 года был запущен большой адронный коллайдер — самая крупная и самая мощная лаборатория-ускоритель по изучению элементарных частиц. Также в 2008 году современный ковочный комплекс Danieli начали монтировать в рамках модернизации металлургического производства на «Мотовилихинских заводах». Он пришел на смену кузнечному паровому прессу, служившему почти век. главная часть пресса – цилиндр – в сборе весит 44 тонны. Целиком вес собранного пресса превышает 300 тонн.

Уже больше 40 лет мотовилихинская РКМ служит верой и правдой. Она изготавливает трубы и стволы необходимых геометрических параметров, различных форм, включая получение отверстий в процессе ковки. Четыре бойка машины производят до 200 ударов в минуту мощностью в тысячу тонн на один боек. Зрелище ковки на РКМ завораживает. махина, возвышающаяся над полом, управляется с пульта компьютера. Но мы видим только самую верхушку механизма, большая часть которого уходит глубоко под землю.

Отметим также про Мотоилихинскую насосную штангу. Это продукт, сертифицированный на мировом уровне. Штанга имеет сертификат американского института API. В 1999 году был отгружен первый вагон насосных штанг — три с половиной тысячи штук. В 2009 году завод выпускал 15-17 тысяч штук в месяц. В 2010 — до 49 тысяч в месяц. «Мотовилихинские заводы» являются поставщиками ЛУКОЙЛа, «Башнефти», «Татнефти» и «Роснефти». Сейчас предприятие занимает 40-45\% российского рынка насосных штанг и утяжеленных бурильных и ведущих труб.

Также происходит инновационная технология производства наноструктурированных заготовок с высочаишими эксплуатационными характеристиками — серьезный прорыв в материаловедении. Стоимость одной тонны прецизионных сплавов начинается от 1,5 млн рублей. По мнению руководства «Мотовилихинских заводов», высокая рентабельность позволит за полтора года окупить инвестиции в проект — 300 млн рублей. Половину средств в организацию нового производства вложила «Мотовилиха», половину субсидировало государство — в рамках поддержки кооперации вузов и предприятий, создающих высокотехнологичные производства.

Итак, обобщая наш исторический экскурс по самым значемым уголкам предприятия «Мотовилихинские заводы» отметим, что сегодня можно уверенно говорить: оборонная продукция «Мотовилихинских заводов» прошла через множество локальных войн и межгосударственных конфликтов в десятках стран мира, в различных климатических зонах, где доказала в реальных боевых условиях свои высокие тактико-технические характеристики, а также зарекомендовала себя как надежная, простая в эксплуатации и применении техника.

Являясь активным участником мирового рынка вооружений, ПАО «Мотовилихинские заводы» отслеживает и оперативно реагирует на тенденции его развития, а также особенности и тактики ведения боевых действий в современных условиях. Интерес к технике «Мотовилихинских заводов» проявляют страны со всех уголков мира.
// Руководство //

Директора «Мотовилихи»

Быховский
Абрам Исаевич
Лебедев
Виктор Николаевич
Булаев
Юрий Андреевич
// Заслуги //

Награды «Мотовилихи»